Михаэль Агафонов

музыкальный журналист
Песни, под которые хочется подпевать

Есть песни, которым подпевали наши родители и слова которых будут знать, наверное, даже наши внуки. А есть, казалось бы, похожие композиции, но которые почему-то проходят мимо. Есть ли какая-то наука в том, какие тексты скандируют целые стадионы? Изучаем работы ученых и делаем выводы.


Как поют хиты?


В английском языке к запоминающимся песням применяют понятие «catchy» (цепкая). Catchy song – это «прилипчивая» композиция, которая быстро и легко «ловит» наше внимание и надолго застревает в голове. Ее хочется слушать снова и снова, и в эпоху стриминговой музыки это особенно выгодно авторам: чем больше прослушиваний у композиции, тем больше отчислений. Поэтому логично, что все музыканты так или иначе хотят, чтобы их песни «ловили» наибольшее количество слушателей. Но получается далеко не у всех. В чем же секрет?

Обратимся к науке. Сотрудники Университета Лондона, доктор Элисон Паули и доктор Дэниел Мюлленсифен, более 10 лет назад проанализировали 10 самых прилипчивых песен всех времен и попытались вывести единую формулу успеха. Их исследование сильно отличалось от лабораторных экспериментов с крысами: доктора много времени провели в британских пабах и клубах, чтобы понять, какие именно композиции их нетрезвые соотечественники охотнее всего горланят ночи напролет.

На первом месте в списке оказалась «We are the Champions» Queen, на втором – «Y.M.C.A.» The Village People, а на третьем – «Fat Lip» Sum 41 (с полным списком можно ознакомиться здесь). Доктор Паули прокомментировала: «Манера исполнения Фредди Меркьюри идеально олицетворяет то, что мы выяснили, когда пытались понять, что мотивирует людей подпевать».

Проанализировав наиболее часто играющие в увеселительных заведениях треки, Паули и Мюлленсифен заключили, что в суперхит песню превращает особая манера исполнения. Вокалист должен петь свой боевик преимущественно грудным голосом (в нижнем регистре), в его подаче должен ощущаться надрыв, согласные нужно четко проговаривать и избегать вокальной акробатики. И плохие новости для борцов за равноправие: песни, которым охотнее всего подпевают, чаще всего исполняют мужчины. Впрочем, ситуация уже меняется: например, автор этого текста буквально на днях был на вечеринке поклонников Тейлор Свифт, где несколько сотен гостей три часа скандировала каждую песню американской дивы. И тут важно понимать, что большинство песен Свифт не особо укладывается в правила, установленные учеными.

Кто поет хиты?


Пол Барсом, профессор музыкальной композиции в Университете штата Пенсильвания, посмотрел на популярные песни с другой точки зрения – социальной. По его мнению, универсальных «прилипчивых» песен в принципе не существует. Потому что одним из ключевых факторов, которые влияют на будущую «цепкость» песни, будет то, насколько она похожа на ту музыку, с которой уже знаком слушатель. Так фанат панк-рока легко воспримет новую песню любимой команды, а вот человек, всю жизнь слушающий классическую музыку, может не понять, как реагировать на рев гитар. Поэтому артисты-экспериментаторы, предпочитающие каждый раз пробовать что-то новое и дерзкое, должны сразу понимать, что их новый авангардный релиз вряд ли будут распевать в ближайшем баре.

Барсом также считает, что другой слой клея прилипчивых песен – это культурно-поколенческие ассоциации. Или просто ностальгия. Подпевая словам песни, игравшей в важный момент нашей жизни (первая влюбленность, расставание, выпускной бал…), мы словно снова переживаем эти волнительные мгновения. И возвращаемся к одной и той же песне, потому что хотим испытывать эту мощную эмоцию снова и снова. Причем это может касаться и не самого приятного опыта: песня помогает безопасно очиститься от накопившегося негатива и дождаться заветного катарсиса. По похожим причинам многие любят смотреть фильмы ужасов: экранные кошмары помогают прокатиться на адреналиновых качелях без особых рисков для здоровья.

Песня также намертво въедается в мозг, если в ней повторяются слова. Или если повторяется сама песня: это эффект большинства радиостанций, где по кругу ставят сравнительно небольшой набор песен. Все просто: чем чаще мы слышим их – тем лучше запоминаем. В наше время так же поступают стриминговые сервисы, добавляющие одни и те же новинки крупных артистов в разные плейлисты, чтобы уважить крупные звукозаписывающие лейблы. А независимым музыкантам остается в своих соцсетях с горечью высмеивать циничный подход воротил индустрии и искать альтернативные способы рассказать аудитории о своей музыке.

Тут, кстати, можно порассуждать и о том, почему в наши дни так мало хитов, которые действительно «звучат из каждого утюга» и известны всем. Все потому, что «утюги» у всех стали разные, а у радио и телевидения больше нет монополии над музыкальными вкусами планеты. Поэтому ситуация, когда каждый человек слышит одну и ту же песню по три раза в день, теперь из области фантастики.

Как запланировать хит?


Есть ли все-таки готовая формула идеального хита? Обратимся к еще одному исследованию – работе Беде Уильямса из шотландского Сент-Эндрюсского университета. В 2016-м году он написал такую памятку для будущих авторов суперхитов: восприятие + предсказуемость + элемент сюрприза + сильная мелодия + ритм.

Восприятие – то, что слушатель должен реагировать на композицию на самом примитивном уровне. А ритм важен для того, чтобы песня запоминалась и могла быть угадана даже без мелодии. Эталонным «earworm» (англ – навязчивая мелодия) Уильямс тогда назвал «We Will Rock You» Queen. Внимательный читатель отметит, что песни Queen в нашем материале встречаются уже второй раз. Поэтому вместо домашней работы просто отправим вас переслушивать британскую рок-классику. И пусть шоу продолжается!